Тренинг для внутришкольных
курсов «Рефлексия
в практике»»
Подготовила и провела: школьный тренер Карпенко Ольга
Владимировна
Неделя 1 |
День 1 |
Занятие 1-2 |
Тема занятия |
Занятие 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах. Занятие 2: Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся. | |
Цель |
Учителя проанализируют методику проведения работы в группах и сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве. | |
Результаты обучения |
Учителя создадут модели работы в малых группах, с учетом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах и обоснуют необходимость внесения изменений в методику преподавания и учения. | |
Ключевые идеи |
Качество организации первого занятия совместной работы учителей друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения обучения. В этой связи важно начать работу с разминки и привести примеры методики организации работы в малых группах посредством создания соответствующей модели на основе используемых тренерами на занятиях подходов в преподавании и учении. На основании отчетов ОЭСР и результатов стран – мировых лидеров в сфере образования, формирование у учителей понимания новых требований к учащимся в условиях динамично меняющегося мира. Рекомендации школам инновационных профессиональных навыков и знаний для подготовки их учеников к успешному функционированию и обеспечению их конкурентоспособности в жизненных условиях. | |
Ресурсы |
Презентация, видеоролики | |
Дополнительное чтение |
Руководство для учителя , раздаточный материал |
время |
Деятельность тренера |
Деятельность слушателей |
Оценивание |
Ресурсы |
(5 мин) |
«Снежный ком». Основные задачи : · снятие скованности и напряжения участников; · создание ситуаций общения; · запоминание как можно большего количества имён в группе; · получение первой информации друг о друге. Какие навыки вы использовали в данной игре? |
Ход игры: все участники стоят в кругу, по очереди называют свое имя, при этом показывают движение, которое отображает его хобби. Следующий участник представляется и называет имена предыдущих участников. |
|
|
|
Здравствуйте уважаемые коллеги! Рады вас приветствовать на нашем первом занятии. У казахов есть традиция что во время радостного события гостей осыпаю конфетами или монетами. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу. Мы тоже проведем этот ритуал. Деление на 2 группы Тренер кидает конфеты 2 видов. |
|
|
|
|
Участникам предлагается ответить на вопрос: что такое команда? Просмотр мультфильма «О важности команды» Как вы думаете, какова идея этого мультфильма? Обсуждение. Участники делают вывод о важности командной работы. Просмотр видеоролика «Мотивация в команде» • Коллаборативное обучение- работа в сотрудничестве и во взаимодействии . Сегодня на занятии мы постараемся определить основные этапы коллаборативного обучения |
|
|
|
(5мин) |
Предлагает заполнить циклограмму. Определить приоритеты для обучения на курсах, психологическое состояние лиц, характер и природу их беспокойства, создание необходимой атмосферы. |
Заполняют циклограмму. |
циклограмма |
Раздаточный материал. |
10 мин |
Принятие правил работы в группе во время тренинга Тренер предлагает участникам выработать правила работы в группе, предложив им первый пункт: «Отключить сотовые телефоны!» записывая его на постере, вывешенного на доске заранее, после совместного обсуждения каждого пункта правила принимаются путем голосования |
Участники составляют правила работы в группе |
|
|
5 мин |
Распределение ролей между участниками группы. Тренер предлагает участникам распределить роли между участниками группы, например как, тайм-кипер, лидер, спикер, секретарь, наблюдатель затем задает вопрос: « Как вы думаете, зачем я распределила между вами роли?», «Как вы считаете, полезно ли будет распределение ролей между учащимися при групповой работе на уроке?» |
Участники распределяют роли между участниками группы. Обсуждают вопросы, заданные тренером и отвечают на них |
Наблюдение за умением работать в группе. Оценивание работы групп
|
|
5 мин |
Тренер предлагает участникам работая в группе закончить и презентовать конец рассказа: «Жила-была пчелка. Полетела однажды пчелка на базар за продуктами. А денег взять забыла»… (при выполнении данного задания группа должна не забывать, что между ними были распределены роли и работать согласно распределённым ролям) Работа в группе: составление постера + и - групповой работы. Презентация работ. Подводим итог, делаем вывод |
Участники, работая в группе, придумывают конец рассказа, не забывая о своей роли в группе. |
Наблюдение за умением работать в группе. Оценивание работы в группе
|
|
|
Просмотреть презентацию «Групповая работа» Обсуждение, деление опытом проведения групповой работы |
|
|
|
|
Занятие 2 Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения |
|
|
|
5 мин |
- Разминка «Дальнее плавание» «Представьте себе, что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике. Перед отплытием мы должны погрузить в трюм все необходимое для путешествия. Грузить можно все, что угодно, нужные и ненужные предметы и даже какие-либо понятия, например, такие как «мифология» или «кибернетика». Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи, начинающиеся на одну букву, например: булка, бомба, бегемот. Нужно внимательно следить за погрузкой и не повторяться. Тот, у кого мяч, начинает грузить. Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч следующему участнику. Кто затрудняется с определениями или грузит то, что уже погрузили до него, выбывает из игры». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить по аплодировать победителям. - На что направлено это упражнение? - Что развивает упражнение? (внимание, память) - Для чего была предложена данная разминка? Что я делала, когда происходила игра? -Можете ли вы предположить тему нашего тренинга? Что такое управление процессом обучения в классе? Какие приемы управления процессом вам знакомы? |
|
|
|
5 мин |
Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся. |
Смотрят презентацию «13 признаков того, что вы учитель» |
|
презентация |
|
Упражнение высокой активности. Мозговой штурм. Составление флипчарта «Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Характеристика навыков 21 века»
2.Знакомство с токами зрения учителей • Почему учителям надо меняться?
|
Участники в группах проводят « мозговой штурм»
Участники читают ресурс, отвечают на вопрос (работа в группах)
|
Оценивание креативности ответов участников групп
Оценивание работы в группе |
стикеры, ручки, бумага для флипчартов
см. Образовательная платформа |
(5 мин) |
Предлагает учителям оценить «Качества хорошего ученика» |
Работают с разрезными карточками |
|
карточки |
(5 мин) |
Представление учителей о компетентном учителе. Работа в группах. Дискуссия «Качества учителя 21 века»
Просмот видеоролика «Каким должен быть современный учитель» Высказывание членов группы. Обобщение |
• Подход, основанный на совместной работе. -- Совместная работа учителей в группах для обсуждения видеозаписей и презентаций. |
Определение и написание каждой парой участников прилагательных, характеризующих их чувства по результатам увиденного и услышанного. |
|
2 мин |
Рефлексия. Где я? «Дерево» |
|
|
«дерево» с человечками |
2 мин |
Обратная связь . Прием «Телеграмма»
|
Каждому участнику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом инструкцию: «Напишите, пожалуйста, насколько вы готовы к преобразованию своей практики, какие изменения вы хотели бы внести и в какой форме вы хотели бы сотрудничать? Напишите мне об этом в короткой телеграмме. Я хочу знать ваше мнения, чтобы учитывать в дальнейшей работе». |
рефлекися |
Бланк телеграмм |